Интеллектуальный форум Сила мысли

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Интеллектуальный форум Сила мысли » музыка » Влияние музыки на наше физическое и психическое состояние


Влияние музыки на наше физическое и психическое состояние

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Сегодня разговор пойдет о музыке, а точнее о её влиянии на наш организм. Многие уже слышали об этом явлении из разных источников, например в фильме о живой воде, в котором говорилось о влиянии слов и звуков на структуру воды. Все мы с детства знаем, что наш организм состоит преимущественно из воды, и уж раз мы узнаём больше о ней, мы узнаем больше и о самих себе, о влиянии окружения на нас, на наше физическое и психическое здоровье.
Мне попалась статья, представленная ниже, в которой представлены две главы из книги Хазрат Инайят Хана «Мистицизм звука», в которых автор рассматривает воздействие музыки на наше психическое состояние. Так как я в своё время уже прочел эту книгу, могу сказать, что несомненно её стоит почитать всем, кто стремиться познать этот мир. Ссылку на книгу представлю ниже, а пока предлагаю ознакомиться со статьей по открытой теме.

Психическое влияние музыки и её целительная сила

Две предлагаемые главы, взятые из книги Х.И.Хана “Мистицизм звука“, дают возможность прикоснуться к тайнам науки вибраций, которая лежит в основе всех языков, всей музыки и, можно сказать, всего творения, а также обогатить свою эрудицию некоторыми знаниями в области психического влияния (воздействия) музыки на человека и её целительной силы.

Хазрат Инайят Хан был одним из самых знаменитых в мире индийских классических музыкантов начала ХХ века, а также несравненным мастером игры на вине и преданным возродителем классической музыки Индии.

Он сочетал в себе таланты музыканта и философа, певца и поэта, писателя и драматурга, и прежде всего, он был одним из виднейших представителей и последователей духовной традиции восточной школы суфизма.

Несмотря на то, что до недавнего времени в России о нём немного подзабыли, всё же Хазрата И.Хана с Россией связывает целая страница его жизни. Это чтение цикла лекций в Москве и Петербурге, знакомство и дружба с Сергеем Толстым, сыном знаменитого писателя – графа Льва Толстого, а также с композитором Александром Скрябиным, которому он подарил мелодии, и некоторые из них, в частности, “Танец Афганской Сабли”, Скрябин впоследствии использовал в одном из своих симфонических произведений.

Книги Хазрата Инайят Хана замечательны тем, что они обогатили мысль западной цивилизации, впервые познакомив европейцев с основами духовной традиции восточной школы суфизма. (представителями суфиев были поэты Руми, Хафиз, Саади, Омар Хайям, а также учёные Араби, Бируни, аль-Газали)

Суфизм – это древнейшая философская система, исток которой тот же, что и всех духовных учений человечества. Это знание было общечеловеческим за много тысячелетий до того, как появились многие духовные учения и религии, в том числе, христианство и Евангелие, в котором сказано, что первым “было Слово”.

В книге “Мистицизм звука“, две главы которой я предлагаю вашему вниманию, взаимопроникающе переплетены такие сферы знаний, как история, мистицизм, философия, религиозная символика и музыкальное понимание сокровенной природы звука.

Также у этой книги есть и еще одно бесценное качество – искреннее стремление автора примирить, сгармонизировать различные религии как Единую Мудрость, имеющую общий Исток.

Глава 12 ПСИХИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ

В области музыки существует огромное поле для исследования, а ее психическое влияние представляется очень мало известным современной науке. Нас учили, что влияние музыки, или звука и вибрации, приходит к нам и затрагивает наши чувства снаружи; но остается еще один вопрос: что является источником влияния, приходящего изнутри? Настоящий секрет психического влияния музыки спрятан в этом источнике, — источнике, откуда исходит звук.

Просто и легко понять, что голос имеет определенную психическую ценность, что один голос отличается от другого и что каждый голос имеет свою психическую силу. Очень часто кто-то чувствует личность говорящего на расстоянии, по телефону. Чувствительный человек может ощущать эффект самого голоса, не видя говорящего. И многие не так сильно зависят от слов, как от голоса, произносящего слова. Это показывает, что уровень психического развития выражается и в разговоре, и особенно в пении.

На санскрите дыхание называется “прана”, — сама жизнь. А что есть голос? Голос есть дыхание. Если есть что-нибудь в человеке, в человеческой конституции, что может быть названо жизнью, — то это дыхание. А звук голоса является дыханием, проявленным внешне. Поэтому человек может лучше всего выразить себя в песне или в том, что он говорит. Если в мире есть что-то, что может дать выражение уму и чувствам, — то это голос. Очень часто случается так, что человек говорит тысячи слов на какую-то тему, и это не имеет влияния; хотя другой человек, выражающий мысль в нескольких словах, может произвести глубокое впечатление. Это говорит о том, что сила заключена не в словах, но в том, что за словами, то есть, в психической силе голоса, исходящей из праны. В соответствии с этой силой голос оказывает впечатление на слушателя.

Ту же самую вещь можно найти в кончиках пальцев скрипача и в губах флейтиста. В соответствии с влиянием, приходящим из его мысли, музыкант производит воздействие посредством своего инструмента. Он может быть очень умелым, но если кончики его пальцев не производят чувство жизни, он не будет иметь успеха. Помимо музыки, которую он играет, есть влияние праны, или психической силы, которое он придает тому, что играет.

В Индии существуют исполнители на вине, которым не надо играть симфонию, чтобы оказывать влияние, чтобы произвести духовный феномен. Им всего лишь нужно взять вину в руки и извлечь одну ноту. Как только они извлекают эту ноту, она проникает все глубже и глубже; извлекая одну или две ноты, они настраивают аудиторию. Звук действует на все нервы; это как игра на лютне, которая есть в каждом сердце. Их инструмент становится просто источником, на который откликается сердце каждого человека, равно как друга, так и врага. Позвольте самому враждебному человеку предстать перед настоящим исполнителем на вине, и он не сможет сохранить свою враждебность. Как только ноты коснутся этого человека, он не сможет противостоять вибрациям, которые создаются в нем, он не сможет не стать другом. Поэтому в Индии таких исполнителей часто называют не музыкантами, а “магами вины”. Их музыка является магией. Действительно “музыкальной душой” является та душа, что забыла себя в музыке; также как настоящий поэт тот, кто забывает себя в поэзии, а “мирская душа” — это те, кто потерял себя в мире. А божественной является душа, которая забыла себя в Боге. Все великие музыканты — Бетховен, Вагнер и многие другие, кто оставил миру работу, которая будет всегда цениться как сокровище, — не были бы способны сделать этого, если бы не забывали себя в своей работе. Они все потеряли идею своего собственного бытия и таким образом погрузились и стали одним с той вещью, которую они пришли дать миру. Ключ к совершенству может быть найден в забывании себя.
Есть различные способы слушать музыку. Существует некое техническое состояние, когда человек, обладающий развитой техникой и наученный ценить лучшую музыку, чувствует беспокойство от музыки более низкого качества. Но существует и духовный способ, который никак не связан с техникой. Он заключается в том, чтобы просто настроить себя на музыку; поэтому духовный человек не волнуется об уровне музыки. Без сомнения, чем лучше музыка, тем более он полезна для духовного человека; но в то же время не надо забывать, что в Тибете существуют ламы, которые проводят свои концентрации и медитации под что-то вроде трещотки, звук которой не особенно мелодичен. Так они развивают чувство, которое поднимает человека с помощью вибраций к высшим планам.

Нет лучшего средства для возвышения души, чем музыка. Без сомнения, сила музыки зависит от степени духовной эволюции, к которой прикоснулся человек. Существует история о Тансене, великом музыканте при дворе императора Акбара. Однажды император спросил его: “Скажи мне, о великий музыкант, кто был твоим учителем?” Тансен ответил: “Ваше Величество, мой учитель — великий музыкант; более того, я не могу назвать его “музыкантом”, я должен назвать его \<музыкой\>”. Император спросил: “Могу я услышать, как он поет?” Тансен сказал: “Может быть; я попытаюсь. Но вы не можете даже подумать, чтобы призвать его сюда ко двору”. Император спросил: “Могу ли тогда я пойти к нему?” На это музыкант ответил: “Его гордость может восстать даже, думая, что он должен петь перед королем”. Тогда Акбар предложил: “Могу ли я пойти как твой слуга?” Тансен согласился: “Да, тогда есть надежда”. Так они вдвоем пошли в Гималаи, на высокие горы, где у мудреца был храм музыки в пещере, — он жил с природой, настроенный на Бесконечное. Когда они прибыли, музыкант был на лошади, а Акбар шел пешком. Мудрец увидел, что император смирил себя для того, чтобы прийти и услышать его музыку, и захотел спеть для него, и когда он почувствовал настроение для пения, то запел. И его пение было замечательно, это был психический феномен и ничто иное. Казалось, что все деревья и травы в лесу вибрировали; это была песнь вселенной. Глубокое впечатление, произведенное на Акбара и Тансена, было больше, чем они могли вынести; они вошли в состояние транса, покоя, мира. И пока они были в этом состоянии, Мастер покинул пещеру. Когда они открыли глаза, его там не было. Император сказал: “О, какой странный феномен! Но куда ушел Мастер?” Тансен же ответил ему: “Вы никогда не увидите его в этой пещере снова, потому что если однажды человек получил вкус этого, он будет всюду следовать за ним, даже ценой своей жизни. Это больше, чем что либо в жизни”. Когда они снова были дома, император спросил однажды музыканта: “Скажи мне, какую рагу, в какой тональности пел твой Учитель?” Тансен сказал ему название раги и спел ее ддя него, но император не был удовлетворен: “Да, это такая же музыка, но не такой же дух. Почему так?” Музыкант ответил: “Причина в том, что тогда как я пою перед вами, императором этой страны, мой Мастер поет перед Богом; в этом различие”.

Если мы изучаем современную жизнь, то, несмотря на огромный прогресс в науке — радио, телефон, граммофон и все чудеса этого века — все же мы обнаружим, что психический аспект музыки, поэзии и искусства не кажется столь развитым, как следовало бы. Наоборот, он движется назад. И если мы спросим, в чем же причина, то на первом месте будет ответ, что весь прогресс современного человечества есть прогресс механический; и это мешает индивидуальному прогрессу. Музыкант сейчас должен подчиняться закону гармонизации и контрапункта, если он один делает шаг, отличный от других, то его музыка подвергается сомнению. Будучи в России, я спросил Танеева,
великого музыканта, который был учителем Скрябина, что он думает о музыке Дебюсси. Он сказал: “Я не могу понять ее”. Мы словно ограничены, скованы единообразием, так что нет никакого размаха; и то же самое вы увидите в мире медицины и науки.

Но особенно в искусстве, где необходима величайшая свобода, человек скован единообразием. Художники и музыканты не могут добиться признания своих работ. Они должны следовать толпе, вместо того, чтобы следовать за великими душами. А все общее банально, потому что большие массы людей не обладают высокой культурой. Красивые вещи и хороший вкус понимают, наслаждаются и ценят лишь немногие, и для художников непросто добраться до этих немногих. Таким образом, то, что называется единообразием, стало помехой для индивидуального развития. Сегодня необходимо, давая детям образование, преподавать психическое значение музыки. Это единственная надежда, единственный путь, на котором мы можем ожидать лучших результатов с течением времени. Дети, изучая музыку, должны не только знать ее, но они должны знать то, что стоит за ней и как это должно преподноситься.

Конечно, существуют две стороны этого вопроса: внешние условия и преподношение, представление искусства. Внешние условия могут быть более или менее полезны. Музыка или песня, исполненные перед двумя или тремя людьми, которые близки по духу, сочувственны, гармоничны, понимающи и отзывчивы, вызывают совершенно иную вибрацию, создают иной эффект, отличный от той же самой музыки или песни, сыгранными перед пятью сотнями людей. Что это означает? Это означает, что некоторые люди подобны инструментам; когда хорошая музыка предстает перед ними, они откликаются, они становятся настроенными на нее, они являются целиком музыкой. Они становятся частью этой музыки, и так создается феномен. И этот феномен может достигнуть высочайшего идеала, ожидаемого от музыки, который является осознанием или реализацией свободы души, того, что на Востоке называется Нирваной или Мукти, а в христианском мире — Спасением. Поскольку в мире нет ничего, что могло бы помочь в духовном развитии лучше, чем музыка. Медитация подготавливает, но музыка является наивысшим состоянием для прикосновения к совершенству.

Я видел чудеса, сотворенные посредством психической силы музыки, но они происходили только тогда, когда было благоприятное окружение: пять или шесть человек, лунная ночь, восход или закат солнца. Кажется, что сама природа помогает исполнить музыку, и они работают вместе, потому что они есть одно. Если великому оперному певцу или скрипачу-солисту придется играть перед десятью тысячами человек, при всех своих способностях он не сможет затронуть каждую присутствующую душу. Конечно, это зависит от величия артиста. Чем более велик артист, тем большего он достигнет. Но ему надо учитывать и то, что порадует аудиторию, а не что будет приятно Богу. Когда музыка становится коммерческой, уходит ее красота и большая часть ее значения.

На Востоке было время, когда аристократия прилагала все усилия, чтобы предохранить искусство музыки от коммерциализации, и некоторое время это имело успех. Музыкантам не платили фиксированные суммы денег. Их нужды удовлетворялись, даже если они были экстравагантны. Музыканты чувствовали, что их окружение должно быть гармоничным и красивым; они были великодушны, и их двери всегда были открыты для других. Они всегда были в долгу, но их долги оплачивал король. Кроме того, музыкант не был ограничен программой; ему оставалось лишь интуитивно чувствовать, чего хотят люди. Он мог решать в тот момент, когда уже видел их, и как только он начинал играть или петь, он узнавал больше. Химическое действие их умов сообщало ему, чего они хотят, и результатом было духовное пиршество.

Секретом всего магнетизма, выраженного либо через личность, либо через музыку, является жизнь. Именно жизнь очаровывает, привлекает. То, к чему мы всегда стремимся, есть жизнь, и именно отсутствие жизни может быть названо отсутствием магнетизма. И если музыкальное обучение преподается на основе этого принципа, то оно будет более успешным по своим психическим результатам. Именно от здоровья физического тела, мысли, воображения и от сердца, которое очень часто холодно и заморожено, зависит психическое состояние человека; и именно жизнь выражает человек кончиками своих пальцев с помощью скрипки или своим голосом во время пения. Что ищет мир, к чему стремятся человеческие души, — это есть жизнь, приходит ли она через музыку, цвет, линии или слова. Чего желает каждый, — это жизнь. Именно жизнь является настоящим источником исцеления; музыка может исцелять, если в нее вложена жизнь.

В этом нет никакого секрета, если человек в состоянии понять истину в ее простоте. Когда человек играет механически, пальцы бегают по пианино или скрипке почти автоматически, что может создать временный эффект, но он скоро проходит. Музыка, исцеляющая душу, есть музыка со смягчающим действием. Можно создать смягчающий, а можно жесткий эффект; и это зависит не только от музыканта, но и от композитора, от настроения, вдохновившего его. Для человека, осознающего психологическое действие музыки, будет просто понять, в каком настроении был композитор, когда писал. Если он вложил в музыку жизнь и красоту, она остается красивой и дающей жизнь и через тысячу лет. Без сомнения, учеба и квалификация помогают ему выразить себя лучше; но то, что по-настоящему требуется, — это жизнь, исходящая из расширенного сознания, из осознания божественного Света, который является секретом всего истинного искусства, душой всего мистицизма.

Глава 13 ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА МУЗЫКИ

Идея об исцелении через искусство музыки в действительности принадлежит к начальной стадии развития человека; концом этого пути является достижение, продвижение посредством музыки или, как это называется в Веданте, — Самадхи. В первую очередь, если мы посмотрим, что является основой всех лекарств, используемых для исцеления, если мы спросим, что в них есть такого, что исцеляет, то мы обнаружим, что это различные элементы, составляющие наше физическое бытие. Такие элементы присутствуют в этих лекарствах, и то, что отсутствует в нас, берется из них, то есть эффект, который должен быть произведен в нашем теле, производится ими. Вибрация, необходимая для нашего здоровья, создается в теле их силой; а ритм, необходимый для выздоровления, вызывается приведением циркуляции крови к определенной скорости. Из этого мы узнаем, что здоровье есть состояние совершенного ритма и тона.

А что есть музыка? Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка не в порядке. Поэтому, когда музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние гармонии и ритма. Этот способ исцеления может быть изучен и понят посредством изучения музыки собственной жизни, изучения ритма пульса, ритма биения сердца и головы. Врачи, чувствительные к ритму, определяют состояние пациента, наблюдая ритм его пульса, сердцебиения, ритм циркуляции крови. И чтобы определить действительный недуг, врач, со всем его материалистическим знанием, должен полагаться на свою интуицию и на использование своих музыкальных способностей.

В древние времена, и даже теперь на Востоке, мы обнаруживаем две основные медицинские школы. Одна пришла из древней греческой школы через Персию; другая происходит из Веданты и основана на мистицизме. А что лежит в основе мистицизма? Это закон вибрации. Хорошее здоровье происходит из понимания природы заболевания по ритму и тону, которые могут ощущаться в человеческом теле, и из управления телом посредством ритма и тона, в соответствии с пониманием их пропорций. Кроме того, мы можем посмотреть на это по-другому. Каждая болезнь представляется имеющей свою особую причину, но в действительности все болезни происходят из одного основания, одной причины, одного условия: это отсутствие жизни, недостаток жизни. Жизнь есть здоровье. Ее отсутствие есть болезнь, достигающая высшей точки в том, что мы зовем смертью. Жизнь в своей физической форме, как она воспринимается в физических сферах, на санскрите называется праной. Эта жизнь поддерживается едой или лекарством; то есть тело подготавливается определенной едой или лекарством к тому, чтобы оно могло быть в состоянии дышать само в этой жизни, для того, чтобы оно могло находиться в лучшем здравии или могло испытывать совершенное здоровье. Но эта прана, которая также означает дыхание, центральное дыхание, притягивает из космоса различные элементы, присутствующие там, так же, как все травы, растения, цветы и фрукты притягивают из космоса тот элемент, их которого состоят; и все эти элементы притягиваются дыханием. Поэтому мистики, будь они из Греции, Персии или Индии, всегда принимали за основу духовного развития культуру дыхания, науку дыхания.

Даже сейчас на Востоке вы увидите целителей, магнетизирующих воду, пищу или атмосферу. В чем секрет этого магнетизма? В их дыхании. Это влияние их дыхания на пищу или еду. У религиозных людей Индии существует обычай, когда что-то вроде причастия, символа, дается святым человеком тому, кто страдает; и это очень помогает. Сила дыхания этих целителей столь сбалансирована, столь чиста и развита, что притягивает все элементы, все, что можно получить из трав, цветов или фруктов, и даже больше. Поэтому их дыхание может добиться в тысячу раз большего, чем лекарство. На Востоке существуют целители, которые шепчут некие духовные слова; но что есть шепот? Это также дыхание; дыхание со словами, направленными через него. В Дели был один врач, который, в основном, использовал этот тип целительной силы при лечении пациентов, и однажды его скептически настроенный друг пришел проконсультироваться с ним. Врач прошептал несколько священных слов перед пациентом и сказал: “Теперь ты можешь идти”. Но скептик сказал, что не понимает, как такой метод может поправить его здоровье, и тогда врач сделал нечто необычное для себя: он стал оскорблять пациента, говоря с ним очень жестко. Скептик, конечно, разозлился и закричал: “Как можешь ты, врач, говорить такие слова?” Врач сказал: “Мне тяжело это делать, но я сделал это лишь для того, чтобы доказать тебе что-то. Если мои слова могут сделать тебя злым и больным, то они могут и излечить тебя. Если слова могут сделать человека больным и несчастным, то они имеют силу также сгармонизировать его и привести в хорошее состояние”.

Что есть музыка? Согласно мыслителям древней Индии существуют три аспекта музыки: пение, игра на инструменте и танец. Все три представляют ритм, и все три представляют тон, в той или иной форме. А каков эффект музыки? Воздействие музыки состоит в регулировании ритма человека и настройке его на музыку, которая исполняется. Что за секрет заключается в музыке, которая привлекает всех тех, кто слушает ее? Это создаваемый ритм.

Это тон музыки, который настраивает душу и поднимает ее над депрессией и отчаянием повседневной жизни в этом мире. И если кто-то знает, какой ритм необходим для конкретного индивидуума в его беде и отчаяний, какой нужен тон, до какой высоты должна быть поднята душа этого человека, тогда он может исцелить его посредством музыки.

Могут спросить: если музыка является ритмом, то почему так часто музыканты темпераментны, эмоциональны, и их легко потревожить? Но разве не красиво иметь небольшой темперамент? Жизнь не музыкальна, если в ней нет темперамента. Человек, который не сердится хотя бы изредка, не живет. Это по-человечески, — иметь все виды небольших недостатков; радость заключается в их преодолении. Музыка не есть только печаль; существуют высшие октавы и низшие октавы. Музыка есть все, музыка включает в себя все; вот почему музыка даже выше, чем небеса.

В Индии было время, когда музыка очень сильно использовалась для целительства. Она применялась для исцеления ума, характера и души, потому что именно здоровье души приносит здоровье физическому телу. Но исцеление физического тела не всегда помогает душе. Вот почему материалистическая медицинская наука хотя иногда и может принести пользу, но не полностью удовлетворяет нужды пациента. Под этим я не имею в виду, что внешнее лечение бесполезно. В этом мире нет ничего бесполезного, если мы только знаем, как извлечь пользу из этого. Все вещи в этом мире необходимы, все вещи имеют свою пользу и применение, если только мы знаем, как использовать их правильно. Но если выздоровление вызывается внешне, в то время как внутри болезнь остается, то рано или поздно болезнь, похороненная в теле, опять выйдет наружу и покажет себя.

Однажды я встретил женщину, которая сказала, что была у многих врачей по причине неврита. На какое-то время она выздоравливала, но недуг всегда возвращался, и она попросила меня о чем-нибудь, что бы могло помочь ей. Я спросил ее: “Есть ли в мире кто-то, кого вы не любите, кого вы ненавидите или чьи действия тревожат ваш ум?” Она сказала: “Да, есть много людей, которых я не люблю, и особенно одного человека я не могу простить”. “Хорошо, — сказал я, — вот неврит, вот корень болезни. Внешне это боль в теле; внутренне это коренится в сердце”.

Часто причина болезни внутри, хотя, без сомнения, многие вещи вызваны внешне. Ни одно правило не охватит всего.

Несомненно, что по мере того, как изменились в мире вещи и материализм распространился по всему миру, это повлияло не только на Запад, но и на Восток также. Использование музыки для духовного достижения и исцеления души, преобладающее в древние времена, не обнаруживается сейчас в той же мере. Из музыки сделали времяпровождение, средство забывания Бога, вместо осознания Его. А ведь именно то, как человек использует вещи, образует их недостатки и достоинства. Однако воспоминание о древнем способе врачевания музыкой остается среди бедняков Индии. Там есть целители, играющие на особых инструментах, и люди приходят к ним за излечением. Игрой на этом инструменте они пробуждают в человеке некое особое чувство, которое охладело в нем, и это глубокое чувство, когда-то похороненное, начинает выходить наружу. В действительности, это древний способ психоанализа. Музыка помогает пациенту полностью выразить скрытое влияние, имевшее место, такой способ помогает многим, и им не приходится идти к врачу. Но, без сомнения, это грубый, незрелый способ целительства.

Однажды магараджа из Бароды, услышав, что исцеление может быть достигнуто через музыку, организовал концерты в некоторых больницах, но забавным результатом этого было то, что все больные начали кричать: “Ради Бога, тише! Уходите!” Это была не та музыка, что могла утешить их. Она только заставляла страдать их сильнее; она была подобна камню вместо хлеба. Для того, чтобы давать исцеление через музыку, человек должен научиться тому, что требуется, чего желают. В первую очередь, он должен выучить, чем является недуг: каких элементов не хватает, каково его символическое значение, какое ментальное отношение стоит за болезнью. Тогда, после тщательного изучения, он может принести много добра пациенту с помощью музыки. Даже если бы музыка не использовалась как рецепт, предназначенный для определенной болезни, то сила болезни, пребывающая в сердце человека, может быть уменьшена с помощью возвышения его сердца, изменения его мысли. Болезнь приносит, скорее, мысль о болезни, чем сама болезнь. Существование болезни в теле может быть названо тенью той истинной болезни, которую человек держит в уме. С помощью музыки ум может стать столь возвышенным, что поднимается над мыслью о болезни; тогда болезнь забывается.

Вы спросите: “Какой тип музыки может вылечить человека? Это пение, игра или музыка для танцев?” Пение наиболее могущественно, потому что оно живое. Это прана. Голос есть сама жизнь. Несомненно, именно жизнь действует через инструмент при прикосновении к нему; но в пении это непосредственная жизнь, дыхание, трогающее сердце слушателя. Однако, за этим голосом должно быть сердце, заряженное как батарея тем, что необходимо. А чем оно должно быть заряжено? Тем, что мы называем любовью и симпатией, величайшей из существующих сил. Человек, который материалистичен, который сражается за себя с утра до вечера, кто ищет своей собственной выгоды, кто находится в беде или в горечи, кто находится посреди конфликта, не может исцелять.

Целитель должен быть свободен; свободен для сочувствия, свободен для любви к своим ближним даже больше, чем к себе. Что учит этой любви? Где можно научиться ей? Где можно обрести ее? Ключом к этому элементу любви является Бог. И когда мы смотрим на современную жизнь со всем ее прогрессом, чего в ней не хватает? Бога. Бог является ключом к этому неограниченному изобилию любви, которое находится в сердце человека.

Однажды одна очень благочестивая и добродушная горничная не смогла ответить на стук в дверь так быстро, как следовало бы, и посетительница, ждущая у двери, стала очень нетерпеливой и сварливо говорила с ней. Когда ее спросили, что случилось, служанка была совсем не расстроена; она улыбнулась и сказала: “Да, эта леди очень сердилась на меня”. А когда ее спросили, знает ли она, какова же причина, сделавшая эту леди сердитой, служанка с совершенной невинностью ответила: “Причина? Отсутствие Бога!” Прекрасный ответ. Где не хватает Бога, там нет любви. Где бы ни была любовь, там есть Бог. Если мы понимаем правильно, боль и страдания вызывает нехватка жизни.

Что есть жизнь? Это любовь. А что есть любовь? Это Бог. В чем нуждается каждый человек, в чем нуждается мир? В Боге. Все, что нам требуется достичь, все, что нам требуется обрести, чтобы благословить наши жизни музыкой, любовью, гармонией, наукой правильной
настройки, благой жизнью, есть Бог. В этом центральная тема всего добра, или блага.

ссылка на источник статьи: Психическое влияние музыки и её целительная сила

ссылка на книгу Хазрат Инайят Хана - Мистицизм звука

0

2

Ещё две главы из книги "Мистицизм звука" непосредственно связанной с нашей темой.

Глава 7 ПРОЯВЛЕНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОМ ПЛАНЕ

Современная наука недавно открыла, что на определенных пластинах отпечаток звука может быть ясно видимым. В действительности отпечаток звука ясно падает на все предметы, только он не всегда видим. На определенное время он остается на предмете, а затем исчезает. Те, кто научно изучал различные отпечатки, созданные звуком, обнаружили четкие формы листьев, цветов и других природных вещей; и это является доказательством истинности веры древних людей в то, что созидающий источник в своем первом шаге к проявлению был слышимым, а в следующем шаге – видимым. Это также показывает, что каждая форма – все, видимое нами в этом объектном мире, было сконструировано звуком и является феноменом звука.

Когда мы глубже смотрим на этот предмет с мистической точки зрения, мы видим, что каждый слог является определенным действием. Поскольку форма звуков различна, то всякий слог имеет свой особый эффект; и поэтому каждый изданный перед объектом звук или каждое произнесенное перед ним слово заряжает этот объект определенным магнетизмом. Это объясняет нам метод целителей, учителей и мистиков, которые властью слова заряжали предмет своей целительной силой – силой своей мысли. И когда этот предмет давали в виде пития или еды, это приносило желаемый результат...

Физический эффект звука также имеет большое влияние на человеческое тело. Весь механизм тела – мускулы, циркуляция крови, нервы – все приводится в движение силой вибрации. И в нем существует резонанс для каждого звука, так что тело человека является живым звуковым резонатором. Хотя с помощью звука можно легко создать резонанс в таких веществах, как латунь и медь, но не существует лучшего и более подвижного резонатора звука, чем человеческое тело. Звук производит эффект на каждый атом тела, и каждый атом звучит в ответ; на все железы, на циркуляцию крови и пульс звук имеет свое влияние. В Индии каждый год отмечается праздник, на котором люди чтят память великих героев прошлого и скорбят о трагедии их жизни; там играют на особых инструментах, на определенного вида барабанах, – иногда очень плохо, иногда лучше. И есть некоторые люди, которые, услышав эти барабаны, сразу же впадают в экстаз; потому что звук барабана проникает непосредственно во всю их систему, поднимая ее на определенную высоту, где они чувствуют экстаз. И когда они в экстазе, они могут прыгнуть в огонь и выйти из него необожженными; они могут резать себя мечом и мгновенно исцеляться, они могут глотать огонь и не сгорать. Это можно наблюдать каждый год в соответствующее время. Они называют такое состояние Халь. Слово "Халь" и означает "состояние"; это подходящий термин, потому что люди, слыша барабан, думают об этом состоянии, и тогда они входят в него. Им не нужно быть очень образованными, чтобы войти в транс, или слишком развитыми; иногда это весьма обычные люди; но звук может оказывать на них такой эффект, что они приводятся в состояние возвышенного экстаза.

Врачом из Сан-Франциско, доктором Абрамсом, был поднят вопрос о том, как происходит внезапное исцеление раны от меча во время экстаза. Хотя все остальные доктора не соглашались с ним, он интуитивно почувствовал, что с помощью вибраций болезнь может быть излечена. Но вместо того, чтобы искать силу вибраций в слове, он хотел найти ее в электричестве. Но принцип тот же самый: он взял норму вибраций тела и такой же дозой электрических вибраций обрабатывал элементы тела. Он начал получать некоторые положительные результаты, но это предмет, требующий, по меньшей мере, столетия для своего полного развития...

Почему музыка оказывает такой эффект на человека, почему кто-то естественным образом любит музыку? Не потому, что он подготовлен или привык, но потому, что притягательность есть естественное действие звука. Могут спросить: почему бывает так, что у некоторых людей музыка не вызывает никаких чувств? Это потому, что чувство еще не родилось в них. В тот день, когда они начнут чувствовать жизнь, они также начнут и наслаждаться музыкой. Именно по этой причине мудрые считают науку о звуке самой важной наукой во всех жизненных ситуациях: в целительстве, в обучении, в развитии и в выполнении всех вещей на свете. Именно на этом основании Суфиями была развита наука Зикра, а йоги создали "Мантра шастру". Зикр – не только одна определенная фраза, а целая наука слов. В произнесенном слове действуют более тонкие вибрации. Вибрации воздуха – ничто; но поскольку за каждым словом стоит дыхание, а дыхание имеет духовную вибрацию, действие дыхания работает физически, в то время как само дыхание есть электрический ток. Дыхание не только воздух, но и электрический ток, поскольку оно является внутренней вибрацией. Помимо значения, которое имеет слово, даже звук слогов может принести хороший или бедственный результат... Наука о звуке может быть использована в образовании, бизнесе, промышленности, коммерции, политике для того, чтобы принести желаемый результат. Но наилучшее использование ее состоит в духовном развитии; с помощью силы звука или слова можно развиться духовно и испытать различные ступени духовного совершенства. Музыка – наилучшее средство пробуждения души; нет ничего вдохновеннее. Музыка является кратчайшим, самым прямым путем к Богу; но необходимо знать, какая именно музыка и как ее использовать.

    Глава 8 ВЛИЯНИЕ ЗВУКА НА ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО
     
      Духовые инструменты, инструменты с жильными или стальными струнами, а также ударные инструменты, такие как барабаны или тарелки, -- все оказывают свой определенный, специфический эффект на физическое тело. Было время, когда мыслители знали это и использовали звук для целительства и духовных целей. Именно на этом принципе была основана музыка Индии. Различные раги и ноты, из которых они состоят, предназначались для создания определенного целительного или возвышающего эффекта. Сначала звук касается физического плана; когда мы рассматриваем, какой эффект одиночные ноты или звуки могут иметь на физическое тело, это заставляет нас глубоко задуматься о данном предмете. Даже сегодня существуют заклинатели змей, в основном, их можно найти в Индии, которые, играя на своих пангах, простых духовых инструментах, привлекают кобр и других змей со всей округи. Этот эксперимент проводился очень часто, и всегда можно было видеть, как змеи всех видов притягиваются звуками панги. Существует некое воздействие на их нервную систему, которое влечет их ближе и ближе к звуку панги: они выходят из нор, в которых живут, забывая инстинкт, заложенный в каждом существе и защищающий его от нападения человека или других созданий. В это время они совершенно не подвластны инстинкту, они не видят никого и ничего. В них возбуждается экстаз: кобра начинает поднимать голову и раскачивать ею вправо и влево; и покуда инструмент играет, она продолжает плавно качаться в экстазе.

      Это говорит нам о том, что помимо психического и духовного эффекта, который звук производит на человека, существует и физический эффект. С метафизической точки зрения дыхание является жизненным током праны, этот жизненный ток существует также и в таких вещах, как жильные струны или кожа барабанов. В них тоже есть часть жизни, и именно в этой мере их жизненный ток становится слышимым, он затрагивает прану живых созданий и придает им дополнительную жизнь. Именно по этой причине примитивные племена, которые имеют только барабан или простые духовые инструменты, постоянно играя на них, входят в такое состояние, что наслаждаются экстазом. Как возникает огромная популярность джаза? Она происходит из того же принципа. Джаз не заставляет мозг много думать о технической стороне музыки; он не принуждает душу думать о духовных вещах; он не заставляет сердце чувствовать глубже; не задевая душу и сердце, он затрагивает физическое тело. Он позволяет ему обновить жизненную силу с помощью определенного ритма и определенного звука; это дает людям -- я имею в виду большинство -- большую силу, энергию и заинтересованность, чем музыка, которая напрягает ум. Тех, кто не хочет быть возвышенным духовно, кто не верит в духовные вещи и кто не хочет утруждаться, джаз оставляет в одиночестве; хотя в то же время он затрагивает всех, кто слышит его.

      Если вы попытаетесь сравнить голос и инструмент, то увидите, что это невозможно, потому что голос живой. Движение, взгляд, прикосновение, даже дыхание, исходящее из ноздрей, не простирается так далеко, как голос. Существуют три степени тока дыхания. Первая степень -- это простое дыхание, вдыхаемое и выдыхаемое через ноздри. Этот ток простирается наружу и имеет определенный эффект. Большая степень тока дыхания есть дуновение. Когда человек дует через губы, этот ток дыхания направляется более интенсивно; поэтому целители, понимающие этот принцип, используют его. А третья степень, в которой дыхание является самым интенсивным, есть звук; потому что здесь дыхание, исходящее в форме звука, оживлено. На Ближнем Востоке среди православных христиан и армян существует обычай не использовать орган в церкви; они используют аккорд или звук, который издают десять или двенадцать человек замкнутыми губами. И каждый, кто слышал его, скажет, что они правы; звук органа гораздо более искусственный по сравнению со звуком, производимым голосами этих людей с замкнутыми губами. Он имеет такой замечательный магический эффект, он проникает так далеко и так глубоко в сердце и создает такую религиозную атмосферу, что человек не чувствует никакой необходимости в органе; это есть естественный орган, созданный Богом. Брамины, даже сейчас изучая Веды, постигают не только смысл написанного или его значение; они изучают также произношение каждого слога, каждого слова, каждого звука; и делают это годы, годы и годы. Услышав один раз звук, брамин не думает: "Я выучил его". Нет; он знает, что только многократно повторенное слово однажды создаст тот магнетизм, то электричество, тот жизненный ток, который необходим и который приходит только благодаря повторению.

      Итак, какое действие производит этот ток жизни, который приходит через дыхание, проявляется как голос и трогает другого человека? Он затрагивает пять чувств: чувство зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, хотя он и приходит непосредственно через чувство слуха. Но человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает все его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определенный эффект.

      Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим людям с наибольшей пользой. Певцы древности испытывали эффект своих духовных практик сначала на самих себе. Они пели одну ноту около получаса и изучали эффект, оказываемый этой нотой на различные центры своего тела: какой жизненный ток она производит, как она открывает интуитивные способности, как она создает энтузиазм, как она дает дополнительную энергию, как она успокаивает и как исцеляет. Для них это была не теория; это был жизненный опыт.

      Звук становится видимым в форме излучения. Это говорит о том, что энергия, принимающая форму звука, прежде чем стать видимой, поглощается физическим телом. Таким образом, физическое тело восстанавливает силы и становится заряженным новым магнетизмом. При пристальном изучении психологии вы обнаружите, что певцы обладают большим магнетизмом, чем средний человек. Потому что из-за собственных вокальных практик их голос оказывает эффект на них самих, и они создают электричество в себе; и таким образом заряжаются новым магнетизмом каждый раз, когда практикуются. В этом заключается секрет магнетизма певца.

      Приблизимся к вопросу о том, каково правильное и неправильное использование звука. Все зависит от конкретного случая; в одном случае определенный звук может быть использован правильно, а в другом случае тот же самый звук может использоваться неправильно; определить это можно по гармоничным или дисгармоничным эффектам, производимым им. Та высота тона, которая является естественной высотой голоса, будет источником собственного исцеления для человека, так же как и для других, когда он поет ноту такой высоты. Человек, который нашел ключевую ноту своего собственного голоса, обрел ключ к своей собственной жизни. Этот человек с помощью ключевой ноты своего голоса может тогда управлять своим бытием и помогать другим. Существует, однако, много случаев, когда этого знания недостаточно, поскольку оно касается только самого человека, его собственной ноты и естественной высоты его голоса.

      Огромным несчастьем в мире звука сегодня является то, что люди уходят слишком далеко от того, что называется естественным голосом; и это вызвано коммерциализацией. Сначала зал строился для сотни человек, затем для пяти сотен, а потом для пяти тысяч. Человек должен кричать, чтобы пять тысяч людей услышали его и он бы имел успех, который является успехом билетной кассы. Но магическое очарование заключено в естественном голосе. Каждый человек одарен; Бог дал ему определенную высоту тона, естественную ноту, и если он развивает эту ноту, то это есть магия; он может сотворить чудо. Но сегодня певцу приходится думать о зале, где ему надо петь, и о том, как громко он должен кричать. Один человек из Индии приехал в Париж и в первый раз в своей жизни пошел в оперу послушать музыку. Он очень старался наслаждаться ею. Первое, что он услышал, было прекрасное женское сопрано, а затем вышел тенор или баритон, который должен был петь вместе с певицей. Это очень раздосадовало человека, и он воскликнул: "Посмотрите, он пришел все испортить!" Когда мы подходим к сущности и внутреннему принципу звука, то чем ближе к естеству человек сохраняет его, тем более могущественным, более магичным он становится. Каждый мужчина и каждая женщина имеют определенную высоту голоса, но продюсер говорит: "Нет, это альт, сопрано, тенор, баритон или бас". Он ограничивает то, что не может быть ограничено. Разве столько существует голосов? Существует столько голосов, сколько существует душ; они не могут быть классифицированы. Как только певец классифицирован, он должен петь на этой высоте; а если его природная высота иная, то он не знает этого, потому что продюсер сказал: "Это сопрано", и теперь данный человек не может быть ничем другим. Кроме того, возможно, что композитор никогда не слышал голоса этого конкретного певца и писал только для определенной высоты голоса; а когда человек должен зависеть от того, что написал композитор, и петь на предписанной высоте, тогда он теряет естественную высоту, которую имеет.

      Но помимо пения, даже в разговоре, среди сотни людей вы найдете одного, кто говорит своим естественным голосом и девяносто девять имитирующих. Они подражают кому то еще, хотя могут и не знать об этом. Такую же вещь, которую вы находите во взрослых людях, вы найдете и в маленьких детях. В ребенке существует тенденция менять свой образ действий и имитировать. Каждые пять или десять дней, каждый месяц ребенок меняет свою манеру говорить, свой голос, слова; он изменяет много вещей. А где ребенок учится им? Он учится им от детей в школе. Он видит ребенка, идущего тем или иным способом или жестикулирующего, хмурящегося или разговаривающего определенным образом. Ребенок не осознает того, что он услышал или увидел это, а потом просто делает то же самое; так он продолжает изменяться. Таким же образом каждый человек, не осознавая этого, изменяет свой голос; так естественный голос теряется. Сохранить свой естественный голос -- это значит обладать огромной силой; но человек не может сохранять его всегда. Для того, чтобы голос имел сильный эффект, человеку не требуется быть певцом. Что он должен делать, так это практиковать науку дыхания различными способами. Во-первых, он должен знать как дышать, затем -- как дуть, а затем он научиться производить звук, произносить слово. Если он будет практиковаться этими тремя способами, то он достигнет той силы, которая скрыта в каждой душе. Человеку не требуется быть певцом, но ему необходимо уделять часть своего времени, даже самую малую, какую он может -- пять или десять, или пятнадцать минут в день -- своему голосу, его развитию.

Книга Хазрат Инайят Хана "Мистицизм звука"

0

3

Ю.Ю. Будникова, Э.М. Слонимский

О НЕКОТОРЫХ ВЗАИМОСВЯЗЯХ ЗВУКА И СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

«Можно проверить, какая гармония наиболее близка
психической энергии человека. Какая симфония может
наиболее мощно влиять на успокоение или на вдохновение
людей? Нужно испытывать различные музыкальные
произведения. Само качество гармонизации даст лучшие
указания о путях звука и жизни человека».
Агни Йога. АУМ, 384

Согласно Учению Гермеса Трисмегиста, болезнь может быть предотвращена или успешно вылечена семью путями, один из них – звук: дисгармония тела нейтрализуется произнесением молитв, заклинаний, священных имён или же игрой на музыкальных инструментах (1). Очень эффективно воздействуют на человека сочетание звуков, тембр голоса, слова, ритм и мелодия, лежащие в основе песни. Это делает песню оптимально воздействующей на духовную, эмоциональную и физическую сферы человека, включая известные нам органы и системы.

Лечебное воздействие звука голоса и слова известно издавна у многих народов мира, в частности, в странах Востока. Известно, что каждая здоровая клетка человеческого тела, как и конгломерат клеток (орган) осциллирует с определённой частотой, и любое отклонение от нормы отражается на изменении этой частоты. Звук, издаваемый человеком, является по своей сути сложнейшим образованием, отражающим не только физическое и эмоциональное, но и ментальное состояние, а если этот звук выражен в виде слова, то он несёт определённую мыслеформу. В принципе, по голосу и речи человека мы можем определить его состояние, настроение, характер. По тембру же и частоте голоса специалисты могут определить некоторые болезни. Через гормональную и ферментативную системы тембр голоса отражает состояние тестостерон-эстрогенного коэффициента, т.е. соотношение между мужскими и женскими гормонами (бас, баритон, тенор – у мужчин, контральто, меццо-сопрано, сопрано – у женщин). В звукообразовании участвуют не только голосовые связки, но и грудная полость, лёгкие, межрёберные мышцы, диафрагма, пищевод и другие органы. По мнению ряда авторов, звук формируется ещё глубже. В настоящее время методами лингвистической генетики установлено, что последовательности нуклеотидов ДНК-хромосом являются речеподобными структурами, взаимодействующими с сознанием и речью человека. Предполагается, что поле ДНК-хромосом может служить волновым посредником между внешними кодами человеческой речи и внутренними кодами хромосомного аппарата (2).

Таким образом, сила, плотность звука, тембр голоса – это суть самого человека, его генетики, жизненного опыта, болезней, радостей и страданий.

Большую смысловую нагрузку несёт слово – символ, мыслеформа – связывающее людей между собой, а также с Космосом, с единым семантическим лингвистическим полем. Словом можно вылечить или покалечить.

Волновая природа воздействия звука и резонирования его с организмом очевидна, но для понимания того, как закрепляется и держится произведённый эффект, надо вспомнить, что человек на 80% состоит из воды. Вода имеет способность приобретать ту структуру, которую ей сообщает источник энергии. Именно она хранит полученную информацию.

Экспериментально установлено, что каждый внутренний орган (идентичная группа клеток) имеет собственную частоту колебаний. Акустические волны, как и слово, могут исцелять или нарушать внутреннее равновесие. Известна частота почти всех важных органов: позвоночник, сердце, почки резонируют на частоте 6 Гц, черепные кости на частоте 10-30 Гц, вестибулярный аппарат – 10 Гц, альфа-ритмы мозга – 7 Гц и т.д. Усиление звука, превышение уровня децибелов на этих частотах может привести к торможению и разрушению органов. На уровне средних и низких децибелов – к их стимуляции и улучшению их работы. В настоящее время резко возросли шумовые нагрузки по сравнению с тем, что было даже 20 лет назад. Можно говорить, что превышающие уровень нормы децибелы представляют собой энеологический негативный фактор, определяющий будущее людей. Принятые официально юридические нормы до 100 децибелов уже превышены многими факторами:

• шум турбин самолета (140 дц);
• рок-концерты (120-130 дц);
• плееры (до 120 дц) и др.

Ослабление слуха, наблюдаемое сегодня у молодых людей, влияет на почки, репродуктивную способность, потенцию. Проблема ограничений силы звука стоит очень актуально для будущего человечества.

В древнеяпонских, древнекитайских и древнеиндийских системах лечения в соответствии с принятыми тогда парадигмами подробно разработаны звуковые мантровые методики. В основе лечения – произношение звуков и соотношение с определёнными образами. Например, звук ОУМ (ОМ, АУМ) резонирует так: звук «а» вибрационно воздействует на нижнюю половину тела, звук «у» – на верхнюю, звук «м» – на мозг, обеспечивая таким образом мощное, целостное влияние на организм человека. В отношении «прицельного» воздействия на органы и системы человека эффективными оказались вибрационные методики мантра-йоги по системе санскритских звуков (система Биджа). В этой системе звуки, произнесённые с определённой силой и определённым мысленным настроем на орган, производят целевой, резонансно-узнаваемый каждым органом энергетический поток, в котором переносится мыслеформенная вибрация, направленная на улучшение и выздоровление органа, скажем, снятие воспаления или рассасывание спайки. Например, звуки, основанные на произнесении гласных, оказывают следующее целительное действие: звук «и» - на почки и на голову; звук «е» - на железы внутренней секреции, гипофиз; звук «э» - на глотку, гортань, щитовидную железу; звук «а» - на верхние доли лёгких, звук «о» - на среднюю часть груди; звук «оу» - на нижнюю часть лёгких, сердце, печень, желудок.

Существуют также и другие звуки индийских мантр, оказывающие общее воздействие на духовную, эмоциональную и физическую сферы и соответствующие определённым чакрам человека. Чакры – это энергоинформационные центры, имеющие определённую локализацию, анатомо-физиологическое представительство в человеческом организме и вибрационно сонастроенные с определённым звуком и цветом. Так, седьмая чакра (сахасрара) соответствует звуку «УМ» и фиолетовому цвету; шестая (аджна) – «ОУМ» и индиго; пятая (вишудха) – это «ХАМ» и голубой цвет; четвёртая (анахата) – «ЯМ» и светло-зелёный; третья (манипура) – «РАМ» и жёлтый; вторая (свадхистана) – «ВАМ» и оранжевый; первая (муладхара) – «ЛАМ» и красный цвет. Прислушайтесь к себе, к своему телу, когда вы произносите, например, мантровый звук РАМ: вы почувствуете вибрацию в области желудка. ЯМ – вы почувствуете вибрацию в области груди. ХАМ – дрожит гортань, ВАМ – вибрирует область мочевого пузыря. ОУМ – ваша нервная система начинает успокаиваться и. т.д.

Можно сказать, что человек – это спектр, радуга, а также хорошо настроенный музыкальный инструмент, готовый к восприятию звука и резонансного с ним монохроматического цвета. Данная система сегментарной вибрации групп органов (чакр) прекрасно оправдала себя на практике, и наряду с ауральными полями и канально-меридианальными структурами включена в понятие энергокаркаса человека, чутко реагирующего на любое изменение цветовых полей и звуков.

Методы, применяемые в даосских звуковых системах лечения, в различных их школах, оказывают положительное воздействие на энергоструктуру человека, коррелируя с парадигмой пяти первоэлементов (земля, вода, огонь, воздух, эфир), либо двенадцати меридианов человеческого организма.

На основе знаний о влиянии музыки на человека одним из автором статьи в течение многих лет проводились опыты с использованием классических произведений, а также эстрадных, бардовских, народных песен. Практический опыт, например, в г. Нью-Йорке, показал, что музыкальная терапия, особенно песнетерапия, оказывает эффективное целебное воздействие на все функциональные сферы индивидуума. Однако подчеркнём, что она не заменяет, а дополняет общее лечение наряду с другими методами традиционной и нетрадиционной терапии. Наибольший эффект достигается при непосредственном исполнении песен, когда мыслеформы рождаются здесь и сейчас. Подбор и последовательность песен чрезвычайно важны для лечения и должны учитываться всякий раз в зависимости от конкретной аудитории, ее клинико-диагностических, возрастных и других особенностей. На основе многократных проверок, доступных видов контроля были ранжированы отдельные аспекты воздействия музыкального звука (песни). По значимости и лечебному эффекту первое место занимает ритм. Именно он синхронизирует состояние тех или иных органов и систем. Второе место занимает эмоциональная окраска музыкального произведения. На третьем месте – отдельные акцентуированные звуки, сами по себе благотворно воздействующие на тот или иной орган, либо на ту или иную точку энергетического каркаса. На четвёртом месте – слово, текст, несущий определённые мыслеформы, образы, которые как бы накладываются на несущую частоту звуков. Пятое место занимает духовный облик и мастерство самого исполнителя, его эмоциональность, подача текста, тембр голоса, настроенность на слушателя, желание помочь и т.д. На шестом месте – узнаваемость музыкального произведения. Это особенно важно для людей старше 60 лет: пожилые люди, как показывают наблюдения, в целом слабо реагируют на незнакомые песни (тем более на незнакомом языке), т.к. это требует определённой концентрации внимания.

В качестве критериев эффективности использовались:

А. Обычный врачебный контроль, измерение давления, сахара крови, функциональных пробы, мышечные тесты, лабораторные анализы
Б. Субъективная оценка самочувствия пациентов до и после сеанса муз. терапии
В. Аппаратная диагностика состояния на биорезонансном приборе Фоля, магнито-диагностическом приборе метатрон «Оберон», аппарате Кирлиан;
Г. Фантомная энергоинформационная диагностика. (Фантом – это голографическая копия реального объекта, например, органа, визуализированная оператором. В силу того, что резонансно-частотные характеристики этой копии и реального объекта абсолютно одинаковы, между ними в пространстве и во времени устанавливается энергетический коридор, связь. Фантом обладает всеми свойствами реального объекта и позволяет предсказать эффект воздействия, в том числе акустического.)

Значительная часть людей западной культуры, воспитанных на 7-нотной музыке, с трудом воспринимает восточную музыку, основанную на 5-нотной октаве (пентатонике), а также отдельные мантровые звуки медитационных текстов. Помимо этого, 5-10% людей неохотно и даже негативно воспринимают классическую музыку (по опыту, из 20 человек в группе 1-2 жалуются на дискомфорт при прослушивании классического произведения). Кроме того, для многих важно слышать голос, который в классической музыке часто отсутствует. Любопытным, кстати, оказался факт, выясненный в процессе исследования: многие авторы песен интуитивно вкладывают в свои произведения те вибрации, которые корректируют их физическое и духовное состояние, они как бы лечат себя своим творчеством, в то время как художники, напротив, скорее выражают в своих произведениях свое мироощущение.

Суммируя вышеупомянутые факторы, практиковавшим музыкальную терапию д-ром Э.М. Слонимским были сделаны выводы о том, что наиболее удобной её формой является песня. Вообще, восприятие музыкального произведения – процесс глубоко индивидуальный, зависящий от духовной, характерологической и физической структур человека. Предпочтение жанров и композиторов – очень избирательно. Правильно выбранные энеологом и психотерапевтом музыкальные произведения могут существенно скорректировать и сбалансировать его психическое и физическое состояние. Порой человек сам интуитивно подбирает то произведение, которое в состоянии заменить ему медицинские препараты и стабилизировать его здоровье, жизненный тонус и настроение.

Разговор о влиянии музыки на человека хочется еще немного продолжить, рассказав об интересных наблюдениях, сделанных руководителем Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» Анатолием Полетаевым, которые вполне подтверждают теоретические положения данной статьи. К дирижеру не раз подходили после выступления люди, заявлявшие, что у них в течение концерта проходили признаки болезни, например, сильной простуды. Однако руководитель оркестра не спешил с выводами, которые можно было бы расценить как саморекламу. Но количество подобных фактов накапливалось. «Примерно в те же годы тяжело заболел мой хороший знакомый. Врачи признали, что бессильны… Я передал ему запись со Вторым концертом Рахманинова в исполнении нашего оркестра. Через месяц звонок: «Огромное спасибо!». Оказывается, он слушал рахманиновский концерт по нескольку раз в день. Через два месяца уже мог ходить… Именно тогда я предположил, что музыка помогает организму мобилизоваться в борьбе за жизнь. Что удивительно: Второй концерт Рахманинов посвятил врачу В.Н. Далю. Композитор очень переживал провал своей Первой симфонии: критические рецензии, в которых его даже назвали «сыном дьявола», привели к жестокой депрессии. Он перестал работать, почти ничего не ел и не вставал с постели. Даль сумел убедить Рахманинова, что он еще напишет великолепную музыку – в дни выхода из творческого кризиса композитор и создал Второй концерт. […]

Однажды на репетиции учёные настраивали аппаратуру и попросили оказавшуюся в зале девушку участвовать в эксперименте,– вспоминал Анатолий Иванович. – Первоначальные замеры показали, что у испытуемой есть проблемы с кровеносными сосудами, щитовидной железой… Через четверть часа обнаружились поразительные улучшения! […]

По сути, дирижёр добивается от музыкантов нужных темпоритмов и состояний, как шаман от бубна, – размышляет Полетаев. – При этом публика в зале создаёт некую биоэнергетическую среду, в которой сама же гармонизируется и лечится».

Учёные выдали оркестру «Боян» официальное медицинское заключение, подтверждающее, что воздействие его концертов подобно воздействию лекарственных препаратов. А.И. Полетаев считает, что результат и срок действия музыки зависит от разных факторов. «Например, от характера исполнителей, дирижера. Ведь одно и то же музыкальное произведение можно играть по-разному, а значит, разной будет энергетика, воздействующая на слушателя, как позитивная, так и негативная. Наш оркестр исполняет русские народные произведения и классику – такая музыка несёт положительную информацию, радость, и, если так можно выразиться, добромыслие и доброчувствие. Важную роль играет состояние композитора. Во время работы над сочинением автор, даже не сознавая того, кодирует звуками свое здоровье либо нездоровье – как физическое, так и психоэмоциональное. Слушая музыку, вы получаете заданный код, вам передается состояние автора».

Анатолий Полетаев утверждает, что научными исследованиями доказано: композиции агрессивных музыкальных произведений вредны. Такие произведения вызывают психологическую зависимость, слушателю становится близка их дисгармония, без неё мир кажется пресным. Музыка несёт определённую информацию – интеллектуальную, духовную. И эта информация может быть как животворящей, так и болезненной.(3)

ЛИТЕРАТУРА
1. Семенихин Е.Е. Ступеньки к Здоровью, Счастью, Гармонии.
2. Горяев П.П. Волновой геном. М.: РАН, 1994.
3. REVUE Flylight. Сентябрь 2006.

сайт источник: roerich.spb.ru

0

4

Упанишады трудно понять. Не потому, что перевод плохой, а потому что тогда, 7-12 тысячелетий назад, индоевропейцы мыслили образами, а не точными, конкретными категориями, как мыслим мы сегодня. Поэтому можно с уверенносью сказать, что звук раньше значил больше для человека.
Упанишады повествуют, что боги долго сражались с чудовищами, и долго не могли их победить. Тогда боги изобрели речь, и с её помощью победили. Звук "оум" -- основа всех очищающих мантр. Этим звуком рождён мир. Так повествуют Упанишады.

Музыка выражает образы, которыми живёт композитор. Эти образы музыка диктует психофизическому организму слушателя, настраивает его организм в унисон с идеями композитора. Это диалог для слушателя: хоть он не может ответить композитору, он отвечает своему сознанию. Так сознание слушателя обогащается новыми идеями.

Остальное -- польза, вред, -- зависит от обстоятельств. Запретить музыку -- всё равно что запретить книги.

0

5

Вот ещё статейка в тему, опубликованная на сайте "в контакте" в группе "Пробудись, молодёжь!"

Мистика голоса и пения в культуре славян

Голос в целом и пение в особенности наделяется в трад. культуре магической силой – продуцирующей и обережной. Человеческий голос – признак мира Яви, мира живого, а его противоположность, молчание – соотносится со смертью. Поэтому в обрядах соприкосновения с Иным миром голос (и конечно пение) часто табуируется (приглушенный разговор при покойнике и на поминках, запрет петь после заката, запрет на пение для людей в печали (период траура) и пр.). И наоборот, чтобы оградиться от иномирных сил или очиститься после общения с ними, требуется громко запеть (напр., при возвращении с похорон).

Связь понятий «пение―жизнь» подкрепляется и тем, что полноценной способностью петь в народной культуре наделяются люди детородного возраста, дети и старики владеют голосом не в полной мере.

Голос (как и тень) – вместилище души и силы хозяина, его мощь – признак здоровья и воли человека (ср. суждение о жизнеспособности новорожденного по силе первого крика).

Здесь нужно упомянуть о понятии опоры – ключевой особенности народной манеры пения. Произнесение на опоре позволяет извлекать сильный, ровный и продолжительный звук при минимальных затратах воздуха и усилий – вы можете петь несколько часов, не уставая, что и делают народные исполнители. Но опора – не только положение тела, связок и мышц. Психологическое состояние также влияет на голос. Попробуйте громко запеть или прочесть стихи после того, как вас обидели, огорчили – вы обнаружите, что внутри всё сжалось и силы голоса нет, он дрожит и блекнет. Таким образом, опора – это «земля под ногами», в широком смысле. Кстати, сюда включается также душевный комфорт. Полноценно раскрыть голос, как и душу, мы можем только в соседстве близких людей, хорошо настроенных на нас. В народной культуре широко бытовало понятие о пении как «проверке совместимости» товарищей, о супружеском пении как высшем выражении семейного лада.

Излишне говорить об общеизвестной продуцирующей магии песен, это основное наполнение календарного и семейного песенных циклов. Помимо древного заклинательного содержания песен, сам звук голоса, будучи признаком жизненной силы, здоровья, передает эти качества растениям, скотине, людям.

Календарные обрядовые песни строго приурочены к своему времени в году, и петь их в иное время считается недопустимым, опасным, греховным. Даже для собирателей фольклора бабушки не делают исключения: «Хотите масленичных? Так приезжайте на Масленой, всё вам пропоем». Почему так? Календарная песня – плоть от плоти своего сезона, она родилась в те древние времена, когда люди были чутки и сонастроены с ритмами Природы, - поэтому такая песня мелодически, ритмически, фонетически передает вибрации, свойственные данной поре года.

Возьмем весенние заклички. После долгой зимы, нередко уносившей жизни селян, истощившей запасы, мы замечаем первые признаки приближения тепла. Мы истово торопим тепло, закликаем Солнце, Весну, перелетных птиц. Юное время – юные певцы. Молодежи больше всех не терпится хороводить, играть на улице, гулять в лугах допоздна. Девушки восходят на горки, где первые проталины. Выше, выше летите звонкие голоса, до самого Солнышка-вёдрышка, до самого Ирия докричитесь. Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц.

Теперь возьмем Купальские песни. Много-премного Солнца, долгий закат – почти до самого восхода. Долгие-предолгие звуки в концах строчек, эхом наползающие на новый запев, эхо порой длиною с целый куплет. Еще немного продлить это колдовское безумие, а дальше – жатва, уж некогда будет папороть с любимым искать, да дивиться, как Солнышко на закате играет. «Дикие» интонации мелодии и текстов – отзвук разгульного буйства вегетативных сил, противостояние полов – противостояние стихий, Огня и Воды, с неизбежным плодотворным союзом в итоге.

Календарная песня связана и взаимодействует с природным окружением: одни песни по завету дедов поются на закате, другие на возвышенностях, третьи при воде (акустика какая!) или даже «стоя по колено в воде» - ее тоже весной будить надо. Носители традиции умели слушать воздух: пропоют веснянку на мартовском морозце и слушают: звенит, али нет? Если звук глухой – значит, не пора еще, зима не скоро уйдет. А ежели звенит голос, далеко летит – то закликай шибче, Весна на пороге!

Песня также маркирует и сакрализует половозрастную структуру общества. Некоторые жанры закреплены за определенной статусной группой – так, девицы поют заклички, жатвенные песни – для замужних женщин, колядное «посевание» исполняют мальчики. И неспроста: именно данная стать в наибольшей мере проводит силы, необходимые для того или иного обряда. В фольклористике считается, что обрядовое пение как теперь, так и в древности, было примущественно женской сферой, мужские жанры обычно связаны с профессиональной деятельностью и др. необрядовыми вещами. Впрочем, есть летописные упоминания мужских похоронных плачей, есть немного и других примеров сугубо мужского обрядового пения.

Для нас, современных горожан, народная песня может стать духовной практикой, средством постижения мировоззрения наших предков – с одной стороны, и с другой стороны – способом сонастроиться с циклами живой Природы, участвовать в ее ежедневной и ежегодной мистерии рождения, умирания и возрождения.

0

6

Влияние на благосостояние человека ежедневного прослушивания Моцарта.

Известно, что в середине 60-х Жерар Депардье был абсолютно косноязычным молодым человеком, не способным в силу ещё и заикания довести до конца ни одного предложения. Изучающие творчество актера объясняют ситуацию семейными неурядицами, личными неудачами, низкой самооценкой и проблемами с получением образования. Единственное, что в ту пору несомненно отличало Депардье, – это страстное желание стать актером.

Наставник Депардье по актерскому мастерству отправил Жерара в Париж к весьма известному врачу Альфреду Томатису – доктору медицинских наук, посвятившему много лет изучению целительного эффекта музыки и особенно произведений Моцарта. Томатис определил, что причина голосовых срывов и проблем с памятью у Депардье лежит глубже его чисто физиологических трудностей – в эмоциональной сфере, и пообещал помочь ему. Депардье спросил, что будет входить в курс лечения: операция, лекарственные средства или психотерапия. Томатис ответил: «Я хочу, чтобы вы приходили ко мне в лечебницу каждый день на два часа в течение нескольких недель и слушали Моцарта».
«Моцарта?» – переспросил озадаченный Депардье.
«Моцарта», – подтвердил Томатис.

Уже на следующий день Депардье пришел в центр Томатиса, чтобы надеть наушники и слушать музыку великого композитора. Через несколько «музыкальных процедур» он почувствовал значительное улучшение в своем состоянии. У него наладился аппетит и сон, он ощутил прилив энергии. Вскоре его речь приобрела большую отчетливость. Спустя несколько месяцев Депардье вернулся в актерскую школу по-новому уверенным в себе и, окончив её, стал одним из актеров, выразивших свое поколение.

«До Томатиса, – вспоминает Депардье, – я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Практика снова и снова убеждала Томатиса в том, что, какими бы ни были личные вкусы и отношение к композитору каждого конкретного слушателя, музыка Моцарта неизменно успокаивала пациента, улучшала его пространственное представление и позволяла более ясно выражать себя.

Почему именно Моцарт? Почему не Бах, не Бетховен, не Битлз? Моцарт не создавал ошеломляющих эффектов, на которые был способен математический гений Баха. Его музыка не взметает волны эмоций подобно произведениям Бетховена. Она не расслабляет тело подобно народным мелодиям и не приводит его в движение под влиянием музыки «звезд» рока. Так в чем же тогда дело? Наверное, в том, что Моцарт остается и загадочным, и доступным. Его ум, очарование и простота делают нас мудрее.
Многим музыка Моцарта помогает обрести душевное равновесие. Если она восстанавливает энергетический баланс и гармонию в организме, то выполняет функцию, к которой стремятся все медицинские системы. Акупунктура, траволечение, диетология и прочие методы направлены именно на восстановление энергетического равновесия, которое мы и называем здоровьем. Музыка Моцарта, не слишком плавная, не слишком быстрая, не слишком тихая, не слишком громкая – по каким-то причинам «именно то, что надо».

По мнению Томатиса, произведения Моцарта представляют собой идеально сбалансированное музыкальное «блюдо», содержащее все необходимые компоненты.

Монахи из монастыря Британии обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.

В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение.

Могущество музыки Моцарта оказалось в центре внимания главным образом в результате новаторского исследования Калифорнийского университета в середине 90-х годов. Затем целый ряд ученых изучали влияние произведений Моцарта на умственный потенциал студентов и повышение их способности усваивать программный материал.
«Музыка Моцарта способна „отогреть“ мозг», – говорит один из исследователей. Он считает, что музыка Моцарта оказывает несомненно положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности.

Источник

0

7

В настоящий момент изучение влияния музыки как отдельное направление выделено в «музыкотерапию». Здесь исследуется связь изменений течения болезни с музыкой, применявшейся в период лечения. При этом акцент ставится не столько на музыке, как «сложной многоуровневой матрице» (Ю. Рыжов), а на вибрациях звуковых колебаний. Часто выделяется именно звуковые колебания с указанием числовых значений звуковых частот, которые резонируют с определенным участком мозга. Например, «низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета- ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации.

По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейро-нептидов, повышающих иммунитет. Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации. При низком тета-ритме частотой 4 Гц возникает иногда переживание, получившее в литературе название "путешествие вне тела". При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания» ( А. Гончаров, 2003) .

Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Но почти каждая работа содержит ссылки на результаты аппаратных исследований, где измеряется влияние отдельных звуковых частот или их совокупности, которая не является музыкой по определению. В словаре Даля « МУЗЫКА – это искусство стройного и согласного сочетания звуков, как последовательных (мелодия, напев, голос), так и совместных (гармония, соглас, созвучие), равно искусство это в действии».

Отсюда название направления как «музыкотерапия» является поспешным и необоснованным, хотя многие терапевты применяют на своих сеансах лечения и реабилитации именно музыку в классической формулировке, но предпочитают говорить о положительном влиянии звуков скрипки или органа.

(...)

В теории музыки темп - это скорость исполнения музыкального произведения. То есть  одно и то же произведение можно исполнять в разном темпе. Здесь изменение состояния зависит от скорости восприятия музыки конкретным человеком. По нашему мнению, несовпадение скорости воспроизведения музыки с замыслом автора снимает значительную часть влияния музыкального произведения. Например, если «Лунную сонату» Бетховена проиграть в танцевальном темпе, то она уже потеряет свою романтичность и глубину, которая несколько столетий погружает слушателя в особое состояние сознания. Значит, очень важно накладывать все структуры музыки на соответствующий, правильный темп. Выбор темпа должен быть обусловлен целями автора.


Читать полностью:
http://www.yugzone.ru/brainmusic/articl … ight_1.htm

0

8

Увидел тему и зашел чисто убедиться, что здесь нету бреда вроде
"британские ученые (с) доказали, что каровы пирестают даицца, если им включать митал, а если симфонию, то дояцца".
В подвале зала, куда я ходил раньше, был гонг. Эдакий железный диск диаметром около метра. К нему придавался специальный молоток, чтобы по этому гонгу дубасить. Сама ударная часть молотка была не твердой, мягкой, покрытой чем - то вроде шерсти. Я думаю, что частота колебаний там была около 30 Гц или ниже ( на слух )
Так вот, если по нему правильно тюкнуть, ощущения возникали довольно интересные...

0

9

alien131314 написал(а):

зашел чисто убедиться, что здесь нету бреда вроде

Так ты считаешь, что у животных отсутствует Центральная Нервная система? Или что их ЦНС невосприимчива к элементам музыки: ритму, тональности, длительности звука, тембру? Поясни.

Но эти элементы музыки служат животным базой для передачи информации: не владея речью, животные общаются посредством музыки.

alien131314 написал(а):

В подвале зала, куда я ходил

Какой длинный рассказ, и непонятно о чём. Что значит "ощущения довольно интересные"? Пенопластом по стеклу, бензопилой по гвоздявой доске, "Лунная соната"... -- всё это "довольно интересно".

0


Вы здесь » Интеллектуальный форум Сила мысли » музыка » Влияние музыки на наше физическое и психическое состояние


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC