Видеолекция..

Передача "Разговор о самом главном" Священные основы нации ч.1

Книга лучше чем лекция. Содержательнее, логичнее.

Таким образом, исторический, социокультурный, антропологический, генетический, религиозный, лингвистический, политический и территориальный подходы достойны внимания, но только если считать их тем, чем они являются - элементами объективации, частными проявлениями некоего целого, но не пытаться растянуть их до масштабов универсального принципа - они непременно лопнут и пойдут по швам. Но и в сумме своей, собранные все вместе, они не являют нацию как целостную сущность. Подобное "кусочничание" никогда не даст удовлетворительного результата, ибо, как писал Карл Ясперс, "целое не сводится к сумме частей, а представляет собой нечто большее". Целое является категорией духовной, трансцендентальной, которая в вещественном, мирском пространстве существует через посредство тех или иных отдельных проявлений. Совокупность этих проявлений, их простое перечисление не даёт никакого представления о целом, а остаётся лишь констатацией разрозненных фактов. Целое - это идея, и, желая постичь русскую национальную идею (а она, заметьте особо, существует самым что ни на есть реальным образом, вовсе не являясь вымученным плодом чьего-либо маркетологического или политиканского воображения), нужно проникнуть в ту сферу, где она пребывает,- в область божественного пространства, в трансцендентальную, нуминозную область бытия, всегда присутствующую за видимой предметной действительностью и обуславливающую течение событий и положение вещей в таковой. Поэтому истоки национального нужно искать, в первую очередь, в духовном измерении, в мире, о котором нам приносили весть Иисус Христос, Будда, Магомет. И до них древние народы, в том числе и наши предки, ведали об этом мире и явственно ощущали то, что мы называем нуминозной силой. И сегодня наш мир не оставлен ею - она пребывает с нами, отражаясь в явлениях вещественного мира, среди которых нация - одно из наиболее ярких. Это я и попытаюсь доказать.


Читать:
http://www.ari.ru/ari/2012/11/24/v-kara … novy-nacii

Скачать:
http://naturalworld.ru/kniga_svyashchen … -nacii.htm

------------------------------------
Моё мнение. Карабанов напрасно обращается в этом вопросе к метафизике и волшебству. Он предлагает отсчитывать рождение каждой нации от того момента, в который данная нация заключила договор со своим богом, или своими богами.
Но этот метод тоже не выдерживает критики.

Скандинавы отделились от Германских племён в 100-200 годах н.э. и ушли на север. Наверное, была некая социальная сила, образовавшая из них нацию, и эта сила погнала их на север и в горы, из бушующей европейскими страстями Германии. Скандинавы вынесли с собой пантеон германских богов, так что не это было причиной рождения нации. Их Один, Водан германцев, был тогда богом успешной торговли и удачи в делах. Но мы знаем Одина другой эпохи, короля Вальхаллы, отца героев, павших в битве. И это произошло через 700 лет после национального обособления скандинавов. Свой "договор с богом" нация заключила через 700 лет после своего образования, и та поздняя эпоха была как  раз расцветом нации.

Не договор с богами создаёт нацию, а нация создаёт этот договор.
То есть, Карабанов жестоко ошибся.

Но что же, в таком случае, является национально-образующим мотивом? Мы уже увидели, что -- не метафизика, а такой-то более бытовой постулат.
Религиозники никогда не смогут ответить на этот вопрос, потому что народы создают богов для себя, и религиозное мифотворчество народов -- первопричина религий.

Ответ на этот вопрос знают культурологи.
Нацию образует специфическое, обособленное от других общественное сознание. Его источник -- это комплекс всех причин, которые Карабанов перечисляет как сами по себе недостаточные куски. Национальное сознание -- это устойчивый мировоззренческий комплекс, который передаётся в поколениях, это особый способ восприятия реальности, это особое место в мире, выбираемое по мотивам этнической психологии, и только поэтому -- это свои боги.